Анализ показывает, что каждая четвертая жалоба из тех 50, что ежедневно приходят в городское управление административно-технического контроля (АТК), касается санитарного состояния и внешнего вида города.
Урна не место для рекламы
— Когда едешь по дороге, невольно обращаешь внимание на то, что практически все опоры освещения, ограждения, автобусные остановки, киоски обклеены однотипными плакатами и листовками, — рассказывает начальник отдела городского управления АТК Владимир Шубич. — Рекламщики добрались даже до урн и скамеек. Количество несанкционированных информационных материалов увеличивается в разы во время очередных предвыборных кампаний. Это неправильно.
А ведь в Хабаровске имеются специальные места для размещения рекламы. Так, управляющие компании и ТСЖ на каждом подъезде многоквартирного дома оборудуют информационные доски для объявлений. Кроме того, в городе имеется более 100 тумб для афиш и плакатов, на магистральных дорогах установлены конструкции для размещения баннеров и другой информационной продукции. Правда, санкционированные места в большинстве своем платные, но не все. Тумбы, как правило, остаются зачастую неиспользованными, зато если рядом есть урна, то на ней обязательно висит листовка. Обычно в них предлагают помощь наркозависимым. Прибивают рекламные таблички и на деревья.
Полная безвкусица
— Мы поделили объявления на несколько видов, — продолжает Владимир Ликандрович. — Оказание услуг со словами «муж на час», «проведу интернет» и т.д. Немало объявлений, в которых отражаются какие-то акции, например, «куплю рога», «распродажа товара», «наркопомощь». Другие рекламные афиши приглашают на концерты известных артистов, творческих коллективов театров или цирков. Правда, сейчас они стали неактуальными в связи с закрытием всех зрелищных мероприятий. Есть еще два вида объявлений, которые смотрятся зачастую безвкусно, а порой уродливо. Это граффити и политическая реклама с программами партий и фотографиями кандидатов на тот или иной пост. Их порой даже наклеивают на контейнерные площадки и баки для сбора мусора, что не делает им чести. И, наконец, реклама, которая несет угрозу жизни: это предложения по приобретению наркотиков, винно-водочных изделий и интим-услуг. Именно на такие листовки мы обращаем больше всего внимания.
— В правилах благоустройства есть пункт, который гласит, что за состоянием зданий и сооружений должны следить те, кому они принадлежат, то есть собственники, — разъясняет Владимир Ликандрович. — К сожалению, не все выполняют эти требования. Поэтому приходится наказывать управляющие компании, ТСЖ, сетедержателей, но уследить сразу за всеми сложно. Сегодня где-то объявление сняли, а завтра оно опять на прежнем месте. Да и поймать расклейщиков не так просто. Хотя немало случаев, когда их задерживали. Но штрафом в 500 руб. их не напугать.
Следствие убытков
Отмывать фасады, опоры освещений, автобусные остановки, скамейки, восстанавливать поврежденные клеем места приходится в основном муниципальным предприятиям. Окраска одной световой опоры МУП «Горсвет» обходится в 600 руб., окраска двери в МКД — 1 000 руб. Опор и дверей в городе десятки тысяч, и в течение года почти все они обклеиваются несанкционированной рекламой, да не по одному разу. Чтобы снять объявление с дерева, требуются небольшие затраты, всего 59 руб. Но кто-нибудь задавался вопросом, а сколько в городе деревьев, о которых заботится МБУ «Горзеленстрой»? Порой встречаешь стволы, увешанные объявлениями, как новогодняя елка. Поэтому администрация разработала специальный документ, так называемый временный порядок взаимодействия в ходе информирования рекламораспространителей о нарушении правил размещения материалов агитационного характера с использованием автоматизированных систем оповещения. К работе по поиску несанкционированной рекламы подключились комитеты по управлению районами, структурные подразделения мэрии и их подведомственные предприятия. Незаконные объявления на объектах муниципальной собственности фотографируют и вместе с актами отправляют в МБУ «МИАЦ». Там номер телефона, указанный в объявлении, ставят на автодозвон.
— В течение месяца 398 номеров по сути дела заблокированы, — приводит пример Владимир Шубич. — Дозвониться по ним в рабочее время невозможно. Каждую минуту с 9.00 до 18.00 абонент получает звонок с информацией о том, что ему нужно снять рекламу. Многие, конечно, тут же вносят нас в черный список. И продолжают работать с других телефонов, но это временное послабление. Пока на связь вышли только 203 рекламодателя. Многие из них считают, что мы обнаружили устаревшие листовки, которые неизвестно с каких времен висят. Другие ссылаются на происки конкурентов. Тем не менее, чтобы автодозвон отключили, рекламу нужно снять, почистить или закрасить то место, на котором она находилась, и подтвердить это фотографией. Ее мы добавляем к акту, который отправляем в «МИАЦ», где и отключают автодозвон. Но штраф за незаконную рекламу заплатить придется.
Желающих сделать все законно и быстро очень мало. Пока только девять человек добровольно выполнили условия администрации города и внесли в бюджет города по 500 руб. Нелишне напомнить, что за повторные нарушения штраф уже 2,5 тыс. руб. Незаконные плакаты, афиши и объявления город краше не делают.